Информация по организации и проведению аттестации муниципальных служащих

1. Правовые основы проведения аттестации

Правовую основу проведения аттестации составляют:

1. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

2. Закон Томской области от 11 сентября 2007 года № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области».

3. Муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования об утверждении Положения о проведении аттестации муниципальных служащих в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденного Законом Томской области от 11 сентября 2007 года № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области».

2. Цель проведения аттестации

Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности

3. Общие положения о проведении аттестации

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципальных служащих проводится один раз в три года.

Аттестации не подлежат муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Аттестация муниципального служащего проводится аттестационной комиссией, сформированной в том органе, руководитель которого осуществляет в отношении данного муниципального служащего полномочия представителя нанимателя (работодателя).

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

В состав аттестационной комиссии включаются:

представитель нанимателя (работодатель) и (или) уполномоченные им муниципальные служащие;

представитель кадровой службы, обеспечивающей осуществление представителем нанимателя (работодателя) в отношении аттестуемых муниципальных служащих его полномочий;

в обязательном порядке - представитель соответствующего выборного профсоюзного органа (если такой орган создан).

Могут быть включены независимые эксперты. Оценка экспертами качеств муниципального служащего является одним из аргументов, характеризующих аттестуемого.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

При проведении аттестации учитываются:

- результаты исполнения муниципальным служащим трудового договора;

- профессиональные знания и опыт работы;

- получение дополнительного профессионального образования;

- соблюдение муниципальным служащим ограничений;

- отсутствие нарушений запретов;

- выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством о муниципальной службе.

При аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, - организаторские способности.

4. Организация проведения аттестации

Решение о проведении аттестации муниципальных служащих принимает должностное лицо, осуществляющее в их отношении полномочия представителя нанимателя (работодателя), посредством утверждения графика проведения аттестации.

График проведения аттестации утверждается ежегодно и доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике проведения аттестации указываются:

- муниципальные служащие, подлежащие аттестации, и их должности;

- дата, время и место проведения аттестации;

- дата представления в аттестационную комиссию отзывов об исполнении подлежащими аттестации муниципальными служащими должностных обязанностей за аттестационный период с указанием ответственных за представление данных отзывов непосредственных руководителей аттестуемых муниципальных служащих.

При составлении графика рекомендуется предусматривать сначала аттестацию руководителей структурных подразделений, а затем подчиненных им муниципальных служащих. В графиках аттестации необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировка, отпуск или иные случаи, которые комиссия посчитала уважительными).

На каждого аттестуемого осуществляется подготовка документов, необходимых для аттестации. Рекомендуется формировать комплект документов – «папку аттестуемого», которая включает:

-должностную инструкцию;

- отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период;

- сведения о выполненных муниципальным служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего;

- материалы предыдущей аттестации (аттестационный лист, отзыв об исполнении должностных обязанностей), если аттестация проводится не в первый раз;

- дополнительные сведения, представленные муниципальным служащим о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период (при наличии);

- заявление аттестуемого о несогласии с отзывом или пояснительная записка на отзыв непосредственного руководителя (при наличии);

- сведения о награждениях, поощрениях, наказаниях работника и т.д.

Данная папка передается членам аттестационной комиссии заранее для предварительного ознакомления и более углубленной подготовки к собеседованию во время заседания комиссии. После ознакомления с материалами может проводиться предварительное заседание аттестационной комиссии для обсуждения спорных вопросов, возникших у её членов.

До проведения аттестации также целесообразно представить в аттестационную комиссию:

- состав аттестационной комиссии и порядок ее работы;

- список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

- методические материалы по проведению аттестации (инструкции, примерные перечни вопросов и т. д.)

Обязательным документом является отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации и содержит следующие сведения:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на должность.

3. Перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие аттестуемый в период между аттестациями.

4. Мотивированная оценка профессиональных и личностных качеств.

5. Отношение к выполнению должностных обязанностей.

6. Результаты служебной деятельности за истекший период.

7. Возможность профессионального и служебного роста.

8. Замечания и рекомендации аттестуемому.

9. Предложения по аттестации.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных муниципальным служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

Каждый аттестуемый муниципальный служащий должен быть ознакомлен с представленным отзывом об исполнении должностных обязанностей за аттестационный период не менее чем за неделю до начала аттестации.

Секретарь аттестационной комиссии:

- за неделю до заседания комиссии докладывает председателю аттестационной комиссии о количестве поступивших материалов, выносимых на рассмотрение комиссии;

- не позднее чем за три дня до заседания комиссии оповещает членов и лиц, присутствие которых необходимо на заседании комиссии, о дате, времени и месте проведения заседания и материалах, выносимых на рассмотрение.

5. Проведение аттестации

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии, а также его непосредственного руководителя. Аттестация проводится в форме собеседования, которому может предшествовать тестирование на знание законодательства в сфере местного самоуправления.

Присутствие аттестуемого муниципального служащего является обязательным. В случае неявки муниципального служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации аттестационная комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.  Аттестация муниципального служащего, отсутствующего по уважительной причине (командировка, болезнь, и т.п.), переносится на более поздний срок, о чем муниципальный служащий уведомляется.

Заседание аттестационной комиссии должно проводиться в рабочее время, в дни и часы, установленные в графике проведения аттестации.

Члены комиссии участвуют в заседании лично без права замены.

Председатель аттестационной комиссии осуществляет общее руководство работой комиссии, проводит заседания комиссии, после подведения итогов голосования членов комиссии сообщает аттестованному муниципальному служащему результаты аттестации.

До начала работы аттестационной комиссии председатель объявляет членам комиссии о начале работы и представляет каждого члена комиссии.

Секретарь аттестационной комиссии непосредственно до начала заседания информирует членов комиссии о невозможности присутствия отдельных членов комиссии либо аттестуемого муниципального служащего или приглашенных лиц, присутствие которых необходимо; представленных отзывах; наличии, отсутствии дополнительных сведений о профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; заявлений о несогласии с отзывами или пояснительных записок на отзывы непосредственных руководителей.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, затем заслушивает сообщение аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости - непосредственного руководителя о его профессиональной служебной деятельности. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о его профессиональной служебной деятельности за предшествующий период и его заявления о несогласии с представленным отзывом аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на очередное заседание.

Собеседование с муниципальным служащим проводится членами аттестационной комиссии непосредственно в процессе аттестации.

Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому муниципальному служащему должны относиться только к его профессиональной деятельности и могут касаться:

уточнения моментов в части исполнения профессиональной служебной деятельности муниципального служащего;

степени участия муниципального служащего в решении задач, поставленных перед подразделением;

соблюдения муниципальным служащим внутреннего трудового распорядка;

планов муниципального служащего в области совершенствования профессиональной служебной деятельности;

других аспектов, направленных на оценку профессиональной служебной деятельности и личностных качеств аттестуемого.

Это способствует более объективной оценке работы аттестуемого муниципального служащего и степени его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

6. Принятие решения и оформление результатов аттестации

Решение аттестационной комиссии принимается по результатам обсуждения итогов работы и личных качеств аттестуемого муниципального служащего. Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого муниципального служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя.

Решение по результатам аттестации принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы.

Результаты аттестации сообщаются муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии, который ведет в установленном порядке секретарь комиссии. В протоколе указываются:

дата заседания;

присутствующие члены аттестационной комиссии;

фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделение) аттестуемого муниципального служащего.

В протокол заседания комиссии также вносятся:

краткое содержание сообщения аттестуемого муниципального служащего о работе по занимаемой должности;

заданные вопросы и ответы на них;

оценка деятельности аттестуемого муниципального служащего;

результаты голосования, количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого;

рекомендации аттестационной комиссии.

Оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствовавшие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения.

По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений:

- соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

- не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании. С аттестационным листом муниципальный служащий знакомится под роспись.

Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле муниципального служащего.

Материалы аттестации представляются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после проведения аттестации.

По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия.

В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Опубликовано:2017-03-07 10:39 | Обновлено:2017-03-07 10:39