Доклад Губернатора Томской области о фактически достигнутых значениях показателей за 2017 год

                    Приложение 
Показатели для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Томская область
Показатели Единица измерения Предшествующий период Отчетный период Плановый период Примечание 
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении лет 70,33 70,67 71,25 71,66 72,02 72,88 73,35 74,05 Стабильная положительная динамика показателя ожидаемой продолжительности жизни в отчётном периоде и на среднесрочную перспективу объясняется улучшением условий жизни большинства населения, развитием системы здравоохранения,  реализацией мер по повышению рождаемости и созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи.
2. Динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы процентов 103,8 99,9 92,7 98,9 100,4 106,6 100,4 101,1 В 2017 году рост номинальной заработной платы превысил значение среднегодового индекса потребительских цен, что привело к возобновлению положительной динамики реальной заработной платы.
В 2018 году высокое значение показателя объясняется  опережающим ростом заработной платы, который продолжает демонстрировать бюджетный сектор. Уверенному росту способствует доведение уровня заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки, подпадающих под действие «майских» Указов, до целевых значений, а также индексация заработной платы других категорий работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента РФ.
На общий рост уровня заработной платы также оказало влияние поэтапное повышение в 2018 году минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения. Суммарно увеличение минимального размера оплаты труда составило 143,1% к уровню декабря 2017 года.
В среднесрочной перспективе значения показателя сохранят положительную динамику.
4. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации процентов 16,1 16,4 17,2 17,2 17,5 16,7 16,5 15,9 Ухудшение показателя в 2017 году обусловлено невысоким ростом номинальных денежных доходов населения (100,5%) и опережающим ростом потребительских цен (103,7%).
В 2018-2020 годах доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума будет снижаться. В первую очередь это обусловлено увеличением минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Кроме того, замедление инфляции будет способствовать удержанию темпов роста величины прожиточного минимума. В совокупности с ростом доходов населения в прогнозном периоде это приведёт к снижению уровня бедности населения в Томской области. 
6. Коэффициент миграционного прироста (на 10 тыс. человек) человек (на 10 тыс. человек) 34,7 21,1 1,0 1,8 -10,5 5,8 18,0 43,3 В 2017 году  впервые за 12 лет зафиксирована  миграционная убыль населения. Отток жителей области  происходит  в связи с недостаточной ёмкостью рынка труда в направлении крупных экономических центров  - в поисках работы, и в южные регионы России - в целях повышения комфорта проживания.
В 2018-2020 годах ожидается восстановление положительной динамики в результате мер, направленных на экономический рост, создание рабочих мест, повышение эффективности региональных миграционных потоков. 
7. Суммарный коэффициент рождаемости единиц 1,591 1,593 1,600 1,581 1,465 1,502 1,531 1,555 В 2016-2017 годах отрицательная динамика связана со снижением численности женского населения детородного возраста (фертильного возраста достигла женская популяция 90-х годов).                                                                                                                                             В плановом периоде в 2018-2020 годах улучшение показателя обусловлено усилением государственной поддержки семей с детьми в соответствии с поручениями Президента РФ, а также в связи с вступлением в детородный возраст более многочисленного поколения женщин 2000-х годов рождения.
8. Уровень преступности преступлений на 100 тыс. человек 1 939 1 926 2 150 1 898 1 741 1 717 1 683 1 633 Реализация мероприятий государственных программ правоохранительной направленности, межведомственных планов по противодействию экстремизму и обеспечению антитеррористической безопасности региона позволила не допустить роста преступности, проникновения в общество идеологии национального, расового, социального и религиозного экстремизма.
На протяжении 2017 года проводились оперативно-профилактические мероприятия «Улица», «Ночной город», «Безопасный район», к работе привлекались представители общественных объединений и народных дружин. По итогам 2017 года в области действовало 70 общественных объединений общей численностью 1260 человек.
За 2017 год на территории Томской области зарегистрировано на 8,1% меньше преступлений, чем в 2016 году. Уровень преступности в расчете на 100 тысяч населения ниже среднего показателя по Сибирскому федеральному округу – 1885.
В 2018-2020 годах прогнозируется незначительное уменьшение массива регистрируемой преступности на 1,5-3% ежегодно, уровень преступности также не превысит целевых показателей, определенных государственной программой «Обеспечение безопасности населения Томской области».
10. Динамика валового регионального продукта на душу населения процентов 101,2 99,7 100,1 100,7 100,0 100,9 101,1 101,7 Основной показатель, отражающий общеэкономическое развитие Томской области, - валовый региональный продукт (далее - ВРП) за 2016 год оценен в 487 млрд. рублей или 100,9% к уровню 2015 года. По показателю ВРП на душу населения Томская область сохраняет 2 место среди регионов Сибирского Федерального округа, уступая только Красноярскому краю, в рейтинге регионов России – 19 место.
В отчетном 2017 году и в плановом периоде рост региональной экономики обеспечивают высокотехнологичные и наукоёмкие отрасли, доля которых в ВРП ежегодно растет и составляет 21%, что выше показателя по Российской Федерации (20,7%) и Сибирскому Федеральному округу (17,9%).
Кроме того, факторами роста стало восстановление потребительского спроса и вклад видов деятельности, направленный на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг).
12. Интегральный индекс субъекта РФ в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ баллы - - 245,4 240,2 255,1 260,0 265,0 270,0 В Рейтинге за 2017 год Томская область улучшила свои значения при расчете интегрального индекса по сравнению с прошлым периодом на 15 баллов, заняв 25 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место в Сибирском федеральном округе.
Улучшению значений интегрального индекса способствовало улучшение позиций региона по факторам:
- процедура регистрации юридических лиц;
- организационные механизмы поддержки бизнеса (совет по улучшению инвестиционного климата, канал прямой связи инвесторов с руководством региона, инвестиционный портал);
- процедура постановки земельных участков на кадастровый учет и др.
С целью улучшения позиций в Рейтинге в плановом периоде осуществляется внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, реализуется дорожная карта «Улучшение условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Томской области на 2017-2019 годы». В настоящее время актуализируются мероприятия дорожной карты «Внедрение в Томской области целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации».
Плановые показатели интегрального индекса Рейтинга определены исходя из средней динамики изменения его значений за 2 предшествующих года.
13. Отношение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий к численности населения процентов х х 11,45 11,07 10,84 11,00 11,18 11,30 Снижение значения показателя в отчетном году вызвано сохранением в 2017 году негативного воздействия на сектор малого и среднего бизнеса последствий сложной экономической ситуации предыдущих лет. Кризис ликвидности, снижение спроса на продукцию, рост издержек – эти и другие смежные факторы отразились на себестоимости продукции и рентабельности бизнеса, инвестиционным планам и финансовой устойчивости малых и средних организаций, а по итогу – на рынке труда данного сектора. Однако благодаря реализации мероприятий государственной программы «Развитие предпринимательства в Томской области» при активном участии организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, Томская область занимает лидирующую позицию по показателю в Сибирском Федеральном округе – 2 место (в 2016 году – 3 место).
По итогам 2017 года малое и среднее предпринимательство Томской области – это около одной четвертой ВРП и постоянных рабочих мест предприятий Томской области.
Реализация мероприятий государственной программы, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, упрощение доступа к льготному финансированию, позволит обеспечить достижение планируемых значений показателя.
15. Объем налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (за вычетом: транспортного налога; налога на добычу полезных ископаемых; акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории РФ; налога на прибыль и прочих платежей при выполнении соглашений о разделе продукции, в том числе платежей за пользование недрами, регуляторных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти); разовых поступлений) на душу населения, скорректированный на индекс бюджетных расходов тыс. рублей 26,58 29,79 30,98 37,41 34,59 38,56 40,89 42,64 Динамика показателей свидетельствует о росте доходов консолидированного бюджета Томской области в расчете на 1 жителя. Вместе с тем в 2017 году объем налоговых доходов консолидированного бюджета Томской области на 1 жителя снизился до 34,592 тыс. рублей. Основная причина снижения поступлений в бюджет региона - снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в связи с увеличением количества  представленных налогоплательщиками (преимущественно консолидированной группой налогоплательщиков  и вертикально интегрированными компаниями) деклараций "к уменьшению"  и возвратов налога. В целях мобилизации налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета ежегодно принимаются нормативно правовые акты Томской области, предусматривающие мероприятия по формированию устойчивого социально-экономического развития региона, увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, сокращению сектора ненаблюдаемой экономики и обеспечению исполнения плановых назначений налоговых доходов консолидированного бюджета Томской области. 
16. Отношение объема государственного долга субъекта РФ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов (без учета безвозмездных поступлений) бюджета субъекта Российской Федерации процентов 45,5 53,8 56,9 55,9 69,0 69,0 67,0 64,0 Дефицитное исполнение областного бюджета за отчетный период привело к росту государственного долга Томской области и  долговой нагрузки (отношения объема государственного долга к общему годовому объему доходов без учета безвозмездных поступлений). В 2016 году в результате принятых мер по мобилизации доходов и оптимизации расходов областной бюджет исполнен с минимальным за последние годы дефицитом в сумме 94 млн. рублей, что позволило снизить долговую нагрузку по сравнению с 2015 годом на 1 процентный пункт до 56 %. В 2017 году в связи с недопоступлением налоговых и неналоговых доходов областной бюджет исполнен с дефицитом 5,6 млрд. рублей, источником финансирования которого явились заимствования. В результате долговая нагрузка по итогам 2017 года составила 69%. При этом средняя долговая нагрузка субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе по состоянию на  01.01.2018 сложилась на уровне 50%, в Российской Федерации – 30%. Несмотря на увеличение долговой нагрузки Томская область приняла участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов, привлеченных из федерального бюджета в 2015-2017 годах, и выполнила по итогам 2017 года условия соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации. В целях дальнейшего выполнения условий реструктуризации в период 2018-2020гг. планируется поэтапное сокращение долговой нагрузки до 64% по итогам 2020 года.
17. Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации процентов 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0  
18. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) процентов 7,6 7,6 7,7 7,2 6,3 6,3 6,3 6,2 Снижение уровня общей безработицы в 2017 году достигнуто за счет реализации мероприятий активной политики занятости государственной программы «Развитие рынка труда в Томской области» - в 2016-2017 годах при содействии органов службы занятости:
- трудоустроены 37,7 тыс. человек,
- прошли профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям 4 тыс. безработных граждан,
- приняли участие в общественных работах более 5 тыс. человек,
- при поддержке из областного бюджета безработными гражданами создано 587 рабочих мест в сфере малого бизнеса.
Планируемые на 2018-2020 годы значения показателя соответствуют прогнозу социально-экономического развития Томской области на 2019 год и на плановый период 2020-2024 годов, направленному в Минэкономразвития России.
22. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации процентов 35,9 41,8 43,8 47,5 47,8 х х х  
Опубликовано:2018-07-12 09:41 | Обновлено:2018-07-12 09:41