Доклад Губернатора Томской области о фактически достигнутых значениях показателей за 2017 год
Приложение | ||||||||||
Показатели для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | ||||||||||
Томская область | ||||||||||
Показатели | Единица измерения | Предшествующий период | Отчетный период | Плановый период | Примечание | |||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | 70,33 | 70,67 | 71,25 | 71,66 | 72,02 | 72,88 | 73,35 | 74,05 | Стабильная положительная динамика показателя ожидаемой продолжительности жизни в отчётном периоде и на среднесрочную перспективу объясняется улучшением условий жизни большинства населения, развитием системы здравоохранения, реализацией мер по повышению рождаемости и созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи. |
2. Динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы | процентов | 103,8 | 99,9 | 92,7 | 98,9 | 100,4 | 106,6 | 100,4 | 101,1 | В 2017 году рост номинальной заработной платы превысил значение среднегодового индекса потребительских цен, что привело к возобновлению положительной динамики реальной заработной платы. В 2018 году высокое значение показателя объясняется опережающим ростом заработной платы, который продолжает демонстрировать бюджетный сектор. Уверенному росту способствует доведение уровня заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки, подпадающих под действие «майских» Указов, до целевых значений, а также индексация заработной платы других категорий работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента РФ. На общий рост уровня заработной платы также оказало влияние поэтапное повышение в 2018 году минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения. Суммарно увеличение минимального размера оплаты труда составило 143,1% к уровню декабря 2017 года. В среднесрочной перспективе значения показателя сохранят положительную динамику. |
4. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации | процентов | 16,1 | 16,4 | 17,2 | 17,2 | 17,5 | 16,7 | 16,5 | 15,9 | Ухудшение показателя в 2017 году обусловлено невысоким ростом номинальных денежных доходов населения (100,5%) и опережающим ростом потребительских цен (103,7%). В 2018-2020 годах доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума будет снижаться. В первую очередь это обусловлено увеличением минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Кроме того, замедление инфляции будет способствовать удержанию темпов роста величины прожиточного минимума. В совокупности с ростом доходов населения в прогнозном периоде это приведёт к снижению уровня бедности населения в Томской области. |
6. Коэффициент миграционного прироста (на 10 тыс. человек) | человек (на 10 тыс. человек) | 34,7 | 21,1 | 1,0 | 1,8 | -10,5 | 5,8 | 18,0 | 43,3 | В 2017 году впервые за 12 лет зафиксирована миграционная убыль населения. Отток жителей области происходит в связи с недостаточной ёмкостью рынка труда в направлении крупных экономических центров - в поисках работы, и в южные регионы России - в целях повышения комфорта проживания. В 2018-2020 годах ожидается восстановление положительной динамики в результате мер, направленных на экономический рост, создание рабочих мест, повышение эффективности региональных миграционных потоков. |
7. Суммарный коэффициент рождаемости | единиц | 1,591 | 1,593 | 1,600 | 1,581 | 1,465 | 1,502 | 1,531 | 1,555 | В 2016-2017 годах отрицательная динамика связана со снижением численности женского населения детородного возраста (фертильного возраста достигла женская популяция 90-х годов). В плановом периоде в 2018-2020 годах улучшение показателя обусловлено усилением государственной поддержки семей с детьми в соответствии с поручениями Президента РФ, а также в связи с вступлением в детородный возраст более многочисленного поколения женщин 2000-х годов рождения. |
8. Уровень преступности | преступлений на 100 тыс. человек | 1 939 | 1 926 | 2 150 | 1 898 | 1 741 | 1 717 | 1 683 | 1 633 | Реализация мероприятий государственных программ правоохранительной направленности, межведомственных планов по противодействию экстремизму и обеспечению антитеррористической безопасности региона позволила не допустить роста преступности, проникновения в общество идеологии национального, расового, социального и религиозного экстремизма. На протяжении 2017 года проводились оперативно-профилактические мероприятия «Улица», «Ночной город», «Безопасный район», к работе привлекались представители общественных объединений и народных дружин. По итогам 2017 года в области действовало 70 общественных объединений общей численностью 1260 человек. За 2017 год на территории Томской области зарегистрировано на 8,1% меньше преступлений, чем в 2016 году. Уровень преступности в расчете на 100 тысяч населения ниже среднего показателя по Сибирскому федеральному округу – 1885. В 2018-2020 годах прогнозируется незначительное уменьшение массива регистрируемой преступности на 1,5-3% ежегодно, уровень преступности также не превысит целевых показателей, определенных государственной программой «Обеспечение безопасности населения Томской области». |
10. Динамика валового регионального продукта на душу населения | процентов | 101,2 | 99,7 | 100,1 | 100,7 | 100,0 | 100,9 | 101,1 | 101,7 | Основной показатель, отражающий общеэкономическое развитие Томской области, - валовый региональный продукт (далее - ВРП) за 2016 год оценен в 487 млрд. рублей или 100,9% к уровню 2015 года. По показателю ВРП на душу населения Томская область сохраняет 2 место среди регионов Сибирского Федерального округа, уступая только Красноярскому краю, в рейтинге регионов России – 19 место. В отчетном 2017 году и в плановом периоде рост региональной экономики обеспечивают высокотехнологичные и наукоёмкие отрасли, доля которых в ВРП ежегодно растет и составляет 21%, что выше показателя по Российской Федерации (20,7%) и Сибирскому Федеральному округу (17,9%). Кроме того, факторами роста стало восстановление потребительского спроса и вклад видов деятельности, направленный на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг). |
12. Интегральный индекс субъекта РФ в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ | баллы | - | - | 245,4 | 240,2 | 255,1 | 260,0 | 265,0 | 270,0 | В Рейтинге за 2017 год Томская область улучшила свои значения при расчете интегрального индекса по сравнению с прошлым периодом на 15 баллов, заняв 25 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место в Сибирском федеральном округе. Улучшению значений интегрального индекса способствовало улучшение позиций региона по факторам: - процедура регистрации юридических лиц; - организационные механизмы поддержки бизнеса (совет по улучшению инвестиционного климата, канал прямой связи инвесторов с руководством региона, инвестиционный портал); - процедура постановки земельных участков на кадастровый учет и др. С целью улучшения позиций в Рейтинге в плановом периоде осуществляется внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, реализуется дорожная карта «Улучшение условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Томской области на 2017-2019 годы». В настоящее время актуализируются мероприятия дорожной карты «Внедрение в Томской области целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». Плановые показатели интегрального индекса Рейтинга определены исходя из средней динамики изменения его значений за 2 предшествующих года. |
13. Отношение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий к численности населения | процентов | х | х | 11,45 | 11,07 | 10,84 | 11,00 | 11,18 | 11,30 | Снижение значения показателя в отчетном году вызвано сохранением в 2017 году негативного воздействия на сектор малого и среднего бизнеса последствий сложной экономической ситуации предыдущих лет. Кризис ликвидности, снижение спроса на продукцию, рост издержек – эти и другие смежные факторы отразились на себестоимости продукции и рентабельности бизнеса, инвестиционным планам и финансовой устойчивости малых и средних организаций, а по итогу – на рынке труда данного сектора. Однако благодаря реализации мероприятий государственной программы «Развитие предпринимательства в Томской области» при активном участии организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, Томская область занимает лидирующую позицию по показателю в Сибирском Федеральном округе – 2 место (в 2016 году – 3 место). По итогам 2017 года малое и среднее предпринимательство Томской области – это около одной четвертой ВРП и постоянных рабочих мест предприятий Томской области. Реализация мероприятий государственной программы, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, упрощение доступа к льготному финансированию, позволит обеспечить достижение планируемых значений показателя. |
15. Объем налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (за вычетом: транспортного налога; налога на добычу полезных ископаемых; акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории РФ; налога на прибыль и прочих платежей при выполнении соглашений о разделе продукции, в том числе платежей за пользование недрами, регуляторных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти); разовых поступлений) на душу населения, скорректированный на индекс бюджетных расходов | тыс. рублей | 26,58 | 29,79 | 30,98 | 37,41 | 34,59 | 38,56 | 40,89 | 42,64 | Динамика показателей свидетельствует о росте доходов консолидированного бюджета Томской области в расчете на 1 жителя. Вместе с тем в 2017 году объем налоговых доходов консолидированного бюджета Томской области на 1 жителя снизился до 34,592 тыс. рублей. Основная причина снижения поступлений в бюджет региона - снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в связи с увеличением количества представленных налогоплательщиками (преимущественно консолидированной группой налогоплательщиков и вертикально интегрированными компаниями) деклараций "к уменьшению" и возвратов налога. В целях мобилизации налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета ежегодно принимаются нормативно правовые акты Томской области, предусматривающие мероприятия по формированию устойчивого социально-экономического развития региона, увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, сокращению сектора ненаблюдаемой экономики и обеспечению исполнения плановых назначений налоговых доходов консолидированного бюджета Томской области. |
16. Отношение объема государственного долга субъекта РФ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов (без учета безвозмездных поступлений) бюджета субъекта Российской Федерации | процентов | 45,5 | 53,8 | 56,9 | 55,9 | 69,0 | 69,0 | 67,0 | 64,0 | Дефицитное исполнение областного бюджета за отчетный период привело к росту государственного долга Томской области и долговой нагрузки (отношения объема государственного долга к общему годовому объему доходов без учета безвозмездных поступлений). В 2016 году в результате принятых мер по мобилизации доходов и оптимизации расходов областной бюджет исполнен с минимальным за последние годы дефицитом в сумме 94 млн. рублей, что позволило снизить долговую нагрузку по сравнению с 2015 годом на 1 процентный пункт до 56 %. В 2017 году в связи с недопоступлением налоговых и неналоговых доходов областной бюджет исполнен с дефицитом 5,6 млрд. рублей, источником финансирования которого явились заимствования. В результате долговая нагрузка по итогам 2017 года составила 69%. При этом средняя долговая нагрузка субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе по состоянию на 01.01.2018 сложилась на уровне 50%, в Российской Федерации – 30%. Несмотря на увеличение долговой нагрузки Томская область приняла участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов, привлеченных из федерального бюджета в 2015-2017 годах, и выполнила по итогам 2017 года условия соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации. В целях дальнейшего выполнения условий реструктуризации в период 2018-2020гг. планируется поэтапное сокращение долговой нагрузки до 64% по итогам 2020 года. |
17. Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации | процентов | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
18. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) | процентов | 7,6 | 7,6 | 7,7 | 7,2 | 6,3 | 6,3 | 6,3 | 6,2 | Снижение уровня общей безработицы в 2017 году достигнуто за счет реализации мероприятий активной политики занятости государственной программы «Развитие рынка труда в Томской области» - в 2016-2017 годах при содействии органов службы занятости: - трудоустроены 37,7 тыс. человек, - прошли профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям 4 тыс. безработных граждан, - приняли участие в общественных работах более 5 тыс. человек, - при поддержке из областного бюджета безработными гражданами создано 587 рабочих мест в сфере малого бизнеса. Планируемые на 2018-2020 годы значения показателя соответствуют прогнозу социально-экономического развития Томской области на 2019 год и на плановый период 2020-2024 годов, направленному в Минэкономразвития России. |
22. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации | процентов | 35,9 | 41,8 | 43,8 | 47,5 | 47,8 | х | х | х |
Опубликовано:2018-07-12 09:41 |
Обновлено:2018-07-12 09:41