Проведение процедуры ОРВ проектов НПА и экспертизы действующих НПА Томской области

1. Относятся ли к бюджетным правоотношениям на уровне субъектов РФ и муниципальных образвоаний, не подлежащим ОРВ (в соотв. с абз. четвертым пункта 1.3 Приказ Минэкономразвития России от 26.07.2016 № 471 «О внесении изменений в Методические рекомендации по организации и проведению процедуры ОРВ проектов нормативных правовых актов субъектов РФ и экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. № 159» и абз. Третьим статьи 2 Закона Томской области от 17.11.2014 № 156-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области»), субсидии, предоставляемые субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности?

Согласно положениям статей 1, 6, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности не относятся к субъектам бюджетных правоотношений (не являются участниками бюджетного процесса), вследствие чего проекты законов субъектов РФ, регулирующие общественные отношения по предоставлению субсидий субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, не подпадают под исключения из предметной области ОРВ, установленные частью 1 статьи 26.3-3. Федерального закона № 184.

Вместе с тем, проведение процедуры ОРВ в отношении проектов нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципалитетов, регулирующих общественные отношения по предоставлению государственной поддержки является целесообразным тогда, когда указанные проекты актов устанавливают новые или изменяют ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципалитетов обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

2. Подлежат ли процедуре ОРВ проекты актов, регулирующие общественные отношения в сфере налогообложения?

На основании части 1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия (ОРВ).

Учитывая положения пункта 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, проекты законов субъектов Российской Федерации, устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие и отменяющие налоговые ставки, порядок, сроки уплаты налогов и иные элементы налогообложения по региональным налогам, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, не подлежат процедуре ОРВ.

Учитывая положения пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, проекты законов представительных органов муниципальных районов и городских округов, устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие и отменяющие налоговые ставки, порядок, сроки уплаты налогов и иные элементы налогообложения по местным налогам, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, не подлежат процедуре ОРВ.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Налогового Кодекса Российской Федерации специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, в связи с чем проведение процедуры ОРВ в отношении проектов законов субъектов Российской Федерации по специальным налоговым режимам, регулирующих ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, а также основания и порядок применения указанных льгот, является целесообразным.

Вместе с тем проекты законов субъектов РФ и муниципалитетов, регулирующие налоговые ставки по специальным налоговым режимам, не подлежат процедуре ОРВ, в случае если не содержат иных положений, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных районов и городских округов обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципалитетов.

Также следует отметить, что на основании статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления  в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами. Процедура ОРВ по проектам таких нормативных правовых актов должна проводиться, если указанные проекты нормативных правовых актов устанавливают новые или изменяют ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ  и муниципальных образований обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

3. Просим разъяснить, вправе ли разработчики и уполномоченный орган субъекта РФ или муниципального образования исключить из сферы ОРВ нормативные правовое акты, устанавливающие подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги), в связи с тем, что данные акты проходят процедуру публичного обсуждения (публичных слушаний) в соответствии с отраслевым законодательством.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, указанные проекты актов, не исключены из предметной области ОРВ на региональном уровне.

Следует отметить, что в настоящее время проведение процедуры ОРВ на федеральном уровне в отношении проектов нормативных правовых актов в сфере ценообразования и тарифного регулирования прямо не предусмотрено.

Обращаем внимание на то, что непосредственное установление или изменение цен (тарифов) прямо не вводит новых и не изменяет существующих обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в связи с чем не относится к предметной области ОРВ на региональном уровне.

В то же время полагаем целесообразным проведение ОРВ в отношении некоторых проектов актов по отдельным вопросам ценообразования и тарифного регулирования, устанавливающим дополнительные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

К таким проектам актов, к примеру, относятся проекты актов об утверждении форм отчетности, проекты актов, регулирующие сроки подачи отчетности, а также проекты актов в сфере тарифного администрирования.

Проведение процедуры ОРВ в отношении указанной категории проектов актов подтвердило свою целесообразность в ряде субъектов Российской Федерации, что изложено в разделе «лучшие практики» на портале orv.gov.ru в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – портал).

Так, например, при проведении процедуры ОРВ в отношении проекта постановления Правительства Тюменской области «Об утверждении Порядка расчета размера платы за перемещение (погрузку – разгрузку) и хранение задержанных транспортных средств» были выявлены положения, вводящие избыточные обязанности и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности. Указанная практика проведения процедуры ОРВ размещена на портале.

Также обращаем внимание на право органов государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, закрепить специальный порядок проведения процедуры ОРВ в отношении отдельных проектов актов, подготавливаемых в соответствии с особым порядком, предусмотренным, к примеру федеральным законодательством.

Например, указанное право реализовано в пункте 1.4 постановления Правительства Ульяновской области от 16 декабря 2013 г. № 607-П «Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, и признании утратившими силу отдельных постановлений (отдельного положения постановления) Правительства Ульяновской области».

При этом следует отметить, что право на сужение предметной области ОРВ на региональном уровне нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации Федеральным законом № 184-ФЗ не установлено.

Опубликовано:2017-06-28 10:05 | Обновлено:2017-06-28 10:05