Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта закона Томской области «О внесении изменения в статью 8.10 Кодекса Томской области об административных правонарушениях»
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта закона Томской области «О внесении изменения в статью 8.10 Кодекса Томской области об административных правонарушениях»

Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта закона Томской области «О внесении изменения в статью 8.10 Кодекса Томской области об административных правонарушениях»

Департамент по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Администрации Томской области (далее – Департамент), как уполномоченный орган в области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области, рассмотрел проект закона Томской области «О внесении изменения в статью 8.10 Кодекса Томской области об административных правонарушениях» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Думой Города Томска, администрацией Города Томска (далее – Разработчик), и сообщает следующее.

В соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 14.03.2014 № 75а «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Томской области» (далее – Порядок), проект акта подлежит оценке регулирующего воздействия, поскольку содержит положения, устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (пункт 3 Порядка).

Проект акта направлен Разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

Степень регулирующего воздействия проекта акта: высокая.

В соответствии с пунктом 7 Порядка процедура проведения оценки регулирующего воздействия включает следующие этапы:

1) размещение уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования;

2) разработка проекта акта, формирование сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) и их публичное обсуждение;

3) подготовка заключения Департаментом.

Обсуждение идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования Разработчиком не проводилось.

Подготовленный текст проекта акта и сводный отчет, составленный по форме согласно приложению № 2 к Порядку, Разработчик направил в адрес Департамента для организации их публичного обсуждения. В период с 13 февраля по 15 марта 2018 года Департаментом были проведены публичные консультации посредством размещения проекта акта, сводного отчета и перечня вопросов для участников публичных консультаций на официальном интернет-портале Администрации Томской области в разделе «Открытый регион» – «Оценка регулирующего воздействия и экспертиза» – «Публичные консультации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт).

С целью качественного анализа предложенного правового регулирования Департамент письменно известил о размещении проекта акта, сводного отчета
и перечня вопросов на официальном сайте органы и организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской деятельности, а именно: Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, Союз «Томская торгово-промышленная палата», Совет Томского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», некоммерческое партнерство «МПО работодателей Томской области», Инспекцию государственного технического надзора Томской области, Управление Министерства внутренних дел России по Томской области, Ассоциацию «Совет муниципальных образований Томской области».

По результатам публичных консультаций по проекту акта в адрес Департамента поступили замечания, предложения и мнения от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, Союза «Томская торгово-промышленная палата», Инспекции государственного технического надзора Томской области, Управления Министерства внутренних дел России по Томской области, Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области», которые были Департаментом проанализированы и включены в Сводку предложений по результатам проведения публичных консультаций (прилагается), размещенную в вышеуказанном разделе на официальном сайте (https://tomsk.gov.ru/rating/front/view/ id/453).

 

Проблема, на решение которой направлено предлагаемое проектом акта правовое регулирование

В целях обеспечения и повышения комфортности условий массового отдыха граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территорий в Правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы Города Томска от 01.03.2016 № 161 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» (далее – Правила благоустройства), были установлены требования, согласно которым размещение аттракционов, батутов, столов и другого дополнительного оборудования, предназначенного для оказания услуг населению и организации общественного питания вне зданий и сооружений, оказание услуг с использованием животных (катание, фотографирование) на земельных участках (землях), находящихся в собственности или ином законном владении муниципального образования «Город Томск», не предоставленных в установленном законодательством порядке на предусмотренном законом праве юридическим и физическим лицам, допускается в местах, определяемых администрацией Города Томска.

Перечни соответствующих мест определены в постановлении администрации Города Томска от 16.10.2017 № 1028 «Об определении территорий для размещения аттракционов, батутов, столиков и другого дополнительного оборудования, предназначенного для оказания услуг населению на земельных участках (землях), находящихся в собственности или ином законном владении муниципального образования «Город Томск» и постановлении администрации Города Томска от 20.04.2016 № 325 «Об определении территорий для оказания услуг проката верхового и гужевого транспорта (услуг катания) на территории муниципального образования «Город Томск».

В соответствии с абзацем третьим пункта 16.1.3 и абзацем третьим пункта 21.3 Правил благоустройства размещение аттракционов, батутов, столов и другого дополнительного оборудования, предназначенного для оказания услуг населению и организации общественного питания вне зданий и сооружений, а также нахождение сельскохозяйственных животных, оказание услуг с использованием животных на земельных участках (землях), находящихся в собственности или ином законном владении муниципального образования «Город Томск», не предоставленных в установленном законодательством порядке на предусмотренном законом праве юридическим и физическим лицам, за пределами границ территорий, определенных администрацией Города Томска, не допускается.

Вышеуказанные требования Правил благоустройства в настоящее время фактически не выполняются, о чем свидетельствуют данные, представленные Разработчиком. Так, в 2017 году органами администрации Города Томска выдано только одно разрешение на размещение аттракционов. Разрешения на использование муниципальных территорий для осуществления деятельности, связанной с использованием батутов, электромобилей, столов, гужевого (верхового) транспорта, за период с 2017 года и по настоящее время не выдавались. По имеющейся в администрации Города Томска информации деятельность по оказанию услуг, указанных в проекте акта, на территории муниципального образования «Город Томск» осуществляют 22 субъекта предпринимательской деятельности (гужевой (верховой) транспорт - 6, батуты - 6, аттракционы и электромобили (гироскутеры) - 10). При этом Разработчик указывает, что точное количество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предоставляющих данные услуги, установить не представляется возможным ввиду распространенности осуществления указанной деятельности лицами без каких-либо разрешительных документов.

Исходя из логики Разработчика, вышеуказанные требования Правил благоустройства не выполняются субъектами предпринимательской деятельности в силу отсутствия в действующей редакции статьи 8.10 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26.12.2008 № 295-ОЗ (далее – КТоАП) норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий в части размещения аттракционов, батутов, столов и другого оборудования, предназначенного для оказания услуг населению и (или) организации общественного питания вне зданий и сооружений, оказания услуг с использованием животных (катание, фотографирование) на земельных участках (землях), находящихся в собственности или ином законном владении муниципального образования, не предоставленных в установленном законодательством порядке юридическим и физическим лицам, в не установленных для этого органами местного самоуправления местах.

Таким образом, отсутствие мер государственного принуждения субъектов благоустройства и иных лиц к выполнению предписаний муниципальных правовых актов, определяющих вышеуказанные требования в области благоустройства, является, по мнению Разработчика, проблемой, нуждающейся в решении.

По информации Разработчика, возникновение указанной проблемы обусловлено динамичностью развития правоотношений в области благоустройства, в результате которого вводимые новые требования муниципальных правовых актов в области благоустройства остаются необеспеченными соответствующими принудительными механизмами стимулирования правомерного поведения. Выявлена обозначенная проблема была Разработчиком в августе-сентябре 2017 года в результате анализа поступивших в администрацию Города Томска предложений районных администраций, должностные лица которых уполномочены на выявление правонарушений в области благоустройства территорий и составление протоколов об административных правонарушениях.

В качестве негативного эффекта, возникающего в связи с наличием указанной проблемы, Разработчик отметил, что отсутствие мер государственного принуждения в форме административной ответственности не позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять деятельность по организации благоустройства муниципального образования.

В соответствии с существующей проблемой Разработчиком были выделены следующие цели предлагаемого правового регулирования:

– устранение пробела в региональном законодательстве;

– повышение эффективности применения правил благоустройства территорий муниципальных образований;

– обеспечение наличия принудительных механизмов стимулирования субъектов благоустройства к выполнению предписаний муниципальных правовых актов, определяющих требования в области благоустройства.

В качестве варианта решения вышеуказанной проблемы и достижения поставленных целей Разработчиком предложено проектом акта дополнить статью 8.10 КТоАП частью 4, предусматривающей, что нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий в части размещения аттракционов, батутов, столов и другого оборудования, предназначенного для оказания услуг населению и (или) организации общественного питания вне зданий и сооружений, оказания услуг с использованием животных (катание, фотографирование) на земельных участках (землях), находящихся в собственности или ином законном владении муниципального образования, не предоставленных в установленном законодательством порядке юридическим и физическим лицам, в не установленных для этого органами местного самоуправления местах, если указанные деяния не охватываются составом правонарушения, предусмотренного федеральным законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Следует отметить, что Разработчиком был рассмотрен и альтернативный вариант решения указанной проблемы – сохранение положений КТоАП в действующей редакции без изменений или иными словами невмешательство в правоотношения в области благоустройства. Разработчиком было отмечено, что стимулирование правомерного поведения исключительно методами убеждения и разъяснительной работы будет недостаточной мерой для достижения заявленных целей предлагаемого правового регулирования. По мнению Разработчика, наиболее предпочтительным вариантом решения обозначенной проблемы будет принятие именно предлагаемого им проекта акта.

По данным, представленным Разработчиком, предлагаемый проект акта затронет интересы следующих субъектов:

– органы местного самоуправления муниципальных образований;

– неопределенный круг юридических и физических лиц, заинтересованных в обеспечении надлежащего благоустройства территорий муниципальных образований;

– неопределенный круг юридических, должностных и физических лиц, совершающих (планирующих совершать) административные правонарушения.

При подготовке проекта акта и сводного отчета имеет значение тот факт, что Разработчиком был изучен опыт решения аналогичной проблемы в других субъектах Российской Федерации. Однако, Разработчиком установлено, что решение обозначенной проблемы аналогично предложенным им вариантом в других регионах не осуществлено. При этом Разработчиком в сводном отчете указано, что решение проблем, связанных с отсутствием в региональном законодательстве норм, предусматривающих ответственность за нарушение тех или иных требований муниципальных правовых актов в области благоустройства, путем внесения необходимых изменений и дополнений в законодательные акты осуществляется во многих субъектах Российской Федерации. Однако, наглядных примеров такого правового регулирования Разработчиком не представлено.

 

Анализ предлагаемого правового регулирования

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления отнесено к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях и осуществляется соответствующим региональным законом.

В этой связи региональный законодатель вправе определить законом субъекта Российской Федерации виды и предмет регулирования муниципальных нормативных правовых актов (группу правовых отношений, регулируемых органами местного самоуправления в пределах имеющихся полномочий), за нарушение которых устанавливается административная ответственность.

Таким образом, представленный Разработчиком проект акта, предусматривающий установление административной ответственности за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий в части размещения аттракционов, батутов, столов и другого оборудования, предназначенного для оказания услуг населению и (или) организации общественного питания вне зданий и сооружений, оказания услуг с использованием животных (катание, фотографирование) на земельных участках (землях), находящихся в собственности или ином законном владении муниципального образования, не предоставленных в установленном законодательством порядке юридическим и физическим лицам, в не установленных для этого органами местного самоуправления местах, если указанные деяния не охватываются составом правонарушения, предусмотренного федеральным законодательством, разработан в соответствии с установленными полномочиями.

Все участники публичных консультаций по проекту акта признают, что проблема, описанная Разработчиком, актуальна. Ассоциация «Совет муниципальных образований Томской области» и Управление Министерства внутренних дел России по Томской области считают, что установление принудительных механизмов стимулирования субъектов благоустройства к выполнению требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований, позволит органам местного самоуправления эффективно осуществлять деятельность по обеспечению надлежащего благоустройства территории муниципального образования, улучшит санитарное и эстетическое состояние территории, и, как следствие, будет способствовать комфортности условий проживания граждан.

Однако, если Инспекция государственного технического надзора Томской области как участник публичных консультаций отмечает, что предлагаемое проектом акта регулирование нуждается в доработке, то Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области считает, что принятие данного проекта преждевременно и не приведет к возникновению положительного эффекта.

Так, Инспекцией государственного технического надзора Томской области предлагается в проекте акта слова «вне зданий и сооружений» заменить на слова «вне специально оборудованных для этих целей площадок, мест и иных территорий», поскольку в большинстве случаев, особенно в летний период, аттракционы и батуты размещаются на открытых площадках и местах, что обеспечивает их доступность для населения. Безусловно, данные места должны быть соответствующим образом оборудованы и огорожены техническими сооружениями (заборами, ограждениями).

Кроме того, Инспекцией государственного технического надзора Томской области предлагается выделить в отдельную часть статьи 8.10 «нарушение... в части оказания услуг с использованием животных…», так как предполагаемая ответственность будет распространятся на отдельную категорию граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области предлагается до ужесточения наказания за незаконное размещение оборудования, предназначенного для оказания услуг населению, упростить процедуру размещения оборудования, предназначенного для оказания услуг населению и (или) организации общественного питания вне зданий и сооружений, увеличить количество мест, где могут оказываться подобные услуги.

В ходе оценки регулирующего воздействия Департаментом установлено, что Разработчиком в пункте 6 сводного отчета указывается, что на неопределенный круг юридических, должностных и физических лиц проектом акта возлагается обязанность по несению расходов на уплату административных штрафов, которые будут у них возникать только в случае привлечения их к административной ответственности за нарушение требований благоустройства, предлагаемых проектом акта. При этом, как указал Разработчик, общая сумма расходов субъектов-нарушителей на уплату административных штрафов (в случае привлечения к административной ответственности) будет зависеть от количества наложенных и взысканных в бюджет административных штрафов.

При этом, Разработчик не указал, что в случае принятия проекта акта у органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области появятся новые полномочия по организации работы их уполномоченных органов и подразделений по контролю за выполнением требований правил благоустройства территорий, а также по организации работы должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на выявление административных правонарушений и составление протоколов по указанному составу. Кроме того, при введении предлагаемого регулирования возникнет дополнительная нагрузка и на административные комиссии муниципальных образований, занимающиеся применением мер административного принуждения к лицам, совершившим административные правонарушения. При этом, вероятнее всего, что реализация данных функций органов местного самоуправления будет осуществляться в рамках текущей деятельности органов местного самоуправления, а значит дополнительных финансовых затрат, связанных с введением предлагаемого правового регулирования, не потребуется.

Разработчик в сводном отчете указывает, что с принятием правового акта существуют следующие риски наступления негативных последствий применения предлагаемого правового регулирования:

  1. Риск отсутствия возможности установить лицо, совершившее административное правонарушение, и (или) привлечь его к ответственности (отсутствие данных о лице, отсутствие доказательств, процессуальные основания для освобождения от ответственности). Однако, вероятность наступления данного риска будет низкая, при этом будет зависеть от конкретного вида нарушения. Для минимизации указанного риска Разработчиком предлагается активизировать работу по контролю уполномоченных органов и должностных лиц, повышать квалификацию уполномоченных должностных лиц органов и административных комиссий, а также повышать качество выносимых решений о привлечении к ответственности.
  2. Риск отсутствия положительного эффекта, выраженного в снижении количества совершаемых правонарушений, обусловленный низкой степенью осведомленности населения о действующих нормативных правовых актах и ответственности за их нарушение. Данный риск нейтрализуется путем активизации работы органов государственной власти и местного самоуправления по информированию населения о действующих нормативных правовых актах и ответственности за их нарушение.
  3. Риск финансовых убытков для лиц, совершающих (планирующих совершать) административные правонарушения. Установление мер государственного принуждения в форме административной ответственности, с одной стороны, безусловно, приведет к существенным издержкам для юридических, должностных и физических лиц, а, с другой стороны, будет способствовать пополнению доходов местных бюджетов (при условии исполняемости административных штрафов нарушителями). При этом, следует признать, что субъекты-нарушители будут нести риск финансовых издержек только в случае совершения правонарушения и привлечения к административной ответственности. Методом снижения данного риска является недопущение субъектами нарушений установленных правил благоустройства территории в части требований, предлагаемых проектом акта. Кроме того, минимизация данного риска возможна путем проведения разъяснительной работы среди юридических и физических лиц для адаптации к нововведениям.

По результатам оценки регулирующего воздействия к проекту акта имеются следующие замечания:

Во-первых, необходимо проанализировать предложение Разработчика об установлении административной ответственности за нарушение установленных Правилами благоустройства требований в части размещения аттракционов и батутов.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением размещения нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Постановление № 1300) определен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В 2016 году в этот перечень был включен такой вид объектов, как «сезонные аттракционы».

Постановлением Администрации Томской области от 29.07.2016 № 263а «Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Томской области» предусмотрено, что объекты, виды которых установлены Постановлением № 1300, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения на использование земель, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области или органом местного самоуправления муниципального образования, осуществляющим распоряжение землями. Указанное разрешение на использование земель получается в заявительном порядке.

В настоящее время постановлением администрации Города Томска от 26.09.2017 № 919 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Томск» для размещения передвижных цирков, передвижных зоопарков и передвижных луна-парков, сезонных аттракционов» ответственными за оказание муниципальной услуги по выдаче разрешений на использование земель в указанных целях, в том числе и размещения сезонных аттракционов, определены администрации районов Города Томска в границах соответствующей внутригородской территории. Непосредственно в администрациях районов Города Томска такая муниципальная услуга предоставляется отделами потребительского рынка.

Таким образом, включение «сезонных аттракционов» в перечень объектов, которые разрешается размещать на соответствующих государственных и муниципальных землях в так называемом упрощенном порядке, позволяет юридическим и физическим лицам региона без проведения кадастровых работ, заключения договоров аренды использовать земли под размещение указанных объектов только на основании разрешения органа местного самоуправления.

В действующем законодательстве не определено, что будет являться сезонным аттракционом. Согласно пункту 3.2 ГОСТа 33807-2016 «Межгосударственный стандарт. Безопасность аттракционов. Общие требования» аттракцион – это оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия.

Под указанное в данном ГОСТе определение аттракциона и в область применения данного ГОСТа подпадают механизированные и немеханизированные аттракционы, аттракционы для детей, а также вспомогательные устройства аттракционов, используемые совместно с аттракционами и устанавливаемые в парках, торгово-развлекательных центрах, ярмарках и других общественных местах.

При этом в указанном ГОСТе батут обозначен как надувной аттракцион.

Полагаем, что исходя из природно-климатических особенностей Томской области, размещение аттракционов и батутов имеет на территории региона исключительно сезонный характер.

В этой связи, считаем, что установление в Правилах благоустройства необходимости определения мест, где допускается размещение аттракционов и батутов, является излишним регулированием, поскольку в соответствии с вышеуказанным федеральным и региональным законодательством размещение таких объектов может осуществляться только на основании разрешений на использование земель в целях размещения таких объектов. Следовательно, установление мер государственного принуждения в форме административной ответственности за нарушение установленных требований в части размещения аттракционов и батутов также считаем избыточным.

Во-вторых, Разработчиком предлагается установить административную ответственность за размещение столов и другого оборудования, предназначенного для оказания услуг населению и (или) организации общественного питания вне зданий и сооружений. Разработчиком данное положение в Правилах благоустройства было скорректировано, в частности понятие «столики» заменено понятием «столы», используемое в действующем законодательстве применительно к подобным элементам благоустройства (например, абзац тридцатый статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 6.9.6, 6.12.3.2 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные Приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов»).

Однако, в постановлении администрации Города Томска от 16.10.2017 № 1028 «Об определении территорий для размещения аттракционов, батутов, столиков и другого дополнительного оборудования, предназначенного для оказания услуг населению на земельных участках (землях), находящихся в собственности или ином законном владении муниципального образования «Город Томск» по-прежнему говорится о «столиках». Полагаем, что такое несоответствие недопустимо.

Еще одно расхождение встречается в проекте акта и Правилах благоустройства. В частности, в проекте акта говорится «о другом оборудовании», а в самих Правилах благоустройства речь идет «о другом дополнительном оборудовании». Однако в обоих случаях перечень такого оборудования будет являться открытым, в связи с чем, в правоприменительной практике могут возникнуть трудности, с одной стороны, в обоснованности привлечения к административной ответственности за использование некоего другого дополнительного оборудования, а, с другой стороны, в оспаривании наложения административного наказания за использование такого оборудования. Данное обстоятельство подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение от 13.02.2013 №43-АПГ12-24), где говорится о том, что диспозиция каждой статьи, предусматривающей административную ответственность, не должна содержать, в том числе положения, позволяющие толковать их неоднозначно, в противном случае это нарушает принцип правовой определенности правового регулирования.

В-третьих, Разработчиком предлагается установить ответственность за нарушение установленных именно органами местного самоуправления правил благоустройства в части рассматриваемых требований.

В настоящее время требования относительно размещения аттракционов, батутов, столов и другого оборудования, предназначенного для оказания услуг населению и (или) организации общественного питания вне зданий и сооружений, установлены только в Правилах благоустройства города Томска, в муниципальных нормативных правовых актах, утверждающих правила благоустройства в других муниципальных образованиях Томской области, такие требования не встречаются.

При этом требования относительно оказания услуг с использованием животных (катание, фотографирование) предусмотрены в Правилах благоустройства города Томска и аналогичным образом закреплены только в Правилах благоустройства территории городского округа Стрежевой, утвержденных решением Думы городского округа Стрежевой от 09.08.2017 № 259 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Стрежевой».

Таким образом, предлагаемое правовое регулирование актуально только для муниципального образования «Город Томск» и частично для муниципального образования «Городской округ Стрежевой» (хотя в последнем муниципальном образовании места, где разрешено оказание услуг с использованием животных, нормативно не определены).

Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 29 декабря 2017 года, были внесены существенные изменения в правовое регулирование порядка организации благоустройства территорий муниципальных образований. В частности, в новой редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) изложены положения, определяющие вопросы местного значения муниципальных образований в сфере благоустройства, закреплено, что утверждение правил благоустройства относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, дано определение понятию «правила благоустройства территории муниципального образования», а также дан ряд новых определений в сфере благоустройства. Кроме того, определено, какие вопросы могут регулироваться правилами благоустройства территории муниципального образования. При этом установлено, что законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований (часть 3 статьи 45.1 Федерального закона № 131 -ФЗ).

В этой связи полагаем, что до установления административной ответственности за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства в части требований, предлагаемых в проекте акта, органам местного самоуправления Томской области потребуется привести в соответствие с действующим законодательством муниципальные правовые акты в сфере благоустройства, а также при необходимости внести изменения в уставы муниципальных образований в части изменения полномочий по благоустройству.

 

Выводы по результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта

По результатам оценки регулирующего воздействия считаем, что установление административной ответственности за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий в части размещения аттракционов и батутов, является избыточным и нецелесообразным.

Установление административной ответственности за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий в части размещения другого оборудования, предназначенного для оказания услуг населению и (или) организации общественного питания вне зданий и сооружений, считаем не соответствующим принципу правовой определенности правового регулирования и нуждающимся, либо в корректировке, либо в исключении из проекта акта.

Представленный проект акта содержит положения, вводящие избыточные запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности и способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности. При этом субъекты благоустройства и иные лица будут нести финансовые убытки только в случае совершения ими правонарушения и привлечения к административной ответственности.

На основании вышеизложенного, Департамент делает вывод о полном соблюдении Разработчиком установленного порядка проведения оценки регулирующего воздействия в Томской области и о недостаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого Разработчиком варианта правового регулирования. Представленный проект акта нуждается в доработке.

 

Начальник департамента                                               Р.С.Радзивил

 

 

Ирина Евгеньевна Войко

8 (382-2) 510-884

voykoie@tomsk.gov.ru